Николай ГОГОЛЬ / Комедия
ЖЕНИТЬБА (16+)
Продолжительность спектакля - 2 часа 15 минут с антрактом

Действующие лица и исполнители:

Агафья Тихоновна Купердягина,
купеческая дочь, невеста

Ксения РЫЖКОВА

Арина Пантелеймоновна, тётка 

Ирина БЕРЕЗИНА

Фёкла Ивановна, сваха 

Наталья КОРАБЛЁВА

Иван Кузьмич Подколёсин,
служащий, надворный советник 

Алексей ТЕТЮЕВ
Александр ПЕТРАЧКОВ

Илья Фомич Кочкарёв, друг его

Алексей ЧУМАК 

Иван Павлович Яичница, экзекутор

Засл. артист ФР
Александр БЕРЕЗИН

Никанор Иванович Анучкин,
отставной пехотный офицер 

Иван КОРОТЫШЁВ
Александр ПЕТРАЧКОВ

Балтазар Балтазарович Жевакин,
моряк 

Валерий ЖЕРЕБЦОВ

Дуняшка, девочка в доме 

Юлия МЕРЗЛЯКОВА
Елена ВАСИЛЬЦОВА 

Степан, слуга Подколёсина

Елена ВАСИЛЬЦОВА
Юлия МЕРЗЛЯКОВА 

 

Режиссер-постановщик

Сергей ОВИНОВ

Художник-постановщик

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Режиссёр по пластике

Степан БАННОВ

Музоформление

Михаил СОБОЛЕВ

Свет

Игорь КАЛИНИН

Звук

Кирилл КОЛЬЦОВ,
Антон САВЧЕНКО

Помрежиссера

Валерий ЖЕРЕБЦОВ

Зав. художественно-постановочной частью

Андрей ТОЛСТОВ

Грим

Ольга ЧУЛКОВА,
Наталья БОЛЬШАКОВА

Директор театра
Засл. артист РФ

Александр БЕРЕЗИН

Изготовление декораций
и реквизита

 

Анатолий ВОЛОБУЕВ,
Сергей ТЕРЕХОВ, 
Андрей ТОЛСТОВ,

Дмитрий и Александр ПЕРВЫШИНЫ,
Ирина ВАСИЛЬЕВА

Художественный руководитель

Засл. артист РФ Юрий БОБКОВ

Премьера состоялась 14 сентября 2019 года.
Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут с антрактом.

 

Фотографии Алексея ГОЛЬЯНОВА.




Отзывы
 
МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ...

«Невероятным событием» (так дано в подзаголовке пьесы) стала сама постановка давно ставшей классикой «Женитьбы» Н. В. Гоголя в современном театре. Круглая дата дня рождения писателя (родился 1 апреля 1809 года) как будто миновала, и всё-таки режиссёр-постановщик театра «Манекен» С. Овинов в творческом содружестве с С. Александровым, М. Богуславским, С. Банновым, М. Соболевым, И. Калининым и другими отважно ставит спектакль-событие, которое «писано в 1833 году» очень молодым, 24-летним автором. Впрочем, из-под полы очередной гоголевской «шинели» (а её непременно вспомнят в постановке) ещё выйдут образы героев и сюжетные линии произведений А. Островского, И. Гончарова, М. Зощенко и И. Ильфа с Е. Петровым (известные пародийные элементы в «12 стульях»: история с мадам Грицацуевой; «Женитьба» в постановке театра Колумба).

Начинается спектакль живым и впечатляющим напоминанием о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: замечательные декорации малороссийских сочных летних пейзажей с их цветистостью и яркостью резко контрастируют с чёрно-белыми холодными и заснеженными(?) сценами Петербурга. Хаты-мазанки, гарные дивчины, справные парубки — фантазийный, живой мир и — мир пустой, суетный, а то и дрянной, двухэтажный купеческий, чиновничий.

Персонажи пьесы комичные и трогательно мелодраматичные одновременно. Воплощённые «образчики» этой двойственности — слуги Степан и Дуняша, сыгранные двумя актрисами (Ю. Мерзлякова, Е. Васильцова) вполне убедительно, озорно и комично.

Главные герои пьесы составляют своеобразные пары. Кочкарёв (А. Чумак) и Подколёсин (А. Тетюев): чёрт, змей-искуситель, плут и его жертва. Своеобразный «предтеча» Ноздрёва, наглый, беспринципный Кочкарёв добивается цели любыми средствами. Он кружится колесом вокруг и около Подколёсина: изобретая колесо (неожиданно и самонадеянно становится сватом, когда есть профессиональная сваха Фёкла Ивановна (Н. Кораблёва)), крутится, как белка в колесе, суетясь и торопя события, энергично и бесшабашно вставляет палки в колёса заявившимся в дом невесты кандидатам-женихам.

Интересно наблюдать, как Подколёсин А. Тетюева мгновенно превращается из весёлого, разбитного казака (ещё видна под халатом рубаха-вышиванка) в нерешительного, вялого, безвольного горе-жениха. Вот Подколёсин робко мечтает о семейной жизни, дотошно допрашивая Степана (стремительно мелькающих Степанов), что сказали на этот счёт портной и продавец ваксы. И тут же отказывается от любых брачных планов, судорожно желая перенести неминуемое событие на отдалённое будущее.

Агафья Тихоновна (Ксения Рыжкова), богатая невеста, под стать Подколёсину: мечтательная, робкая и нерешительная. Хочется ей, купеческой дочери, мужа-дворянина, без бороды и воспитанного. А ведь на малороссийских просторах вышла бы из неё, возможно, здоровая, работящая многодетная мать, решительная, умная, энергичная, самостоятельная (образы двух женщин, занимающихся в хатах домашним хозяйством).

Немолодые женихи Агафьи Тихоновны, набежавшие на богатое приданое, — яркие и своеобразные персонажи. Колоритен Яичница (А. Березин), откровенно грубый, нетерпеливый, практичный, с его прямолинейностью, трубным гласом и невежественными манерами: эдакий солдафон-чиновник рядом с отставными военными. Совершенно растворяется на его фоне канючащий Анучкин (И. Коротышёв) с вечным вопросом о знании невестой французского языка.

Не так прост и однозначен образ Балтазара Балтазаровича Жевакина (В. Жеребцов), трогательного и комичного. Он один пришёл в дом невесты со своеобразными «дарами» (Балтазар): весёлыми, простодушными рассказами о 34 счастливых днях, проведённых на Сицилии — единственное светлое пятно в его горестной жизни немолодого моряка, лейтенанта в отставке. Его бесхитростные истории с большим удовольствием слушают и Яичница, и Анучкин. Как знать, может быть, с 17-ой невестой Жевакин 2-ой обретёт, наконец-то, покой (17-ая буква азбуки - «покой»), вот только он поторопится и утешительно принесёт из заветного сундучка хорошие стишки.

Кстати, какие-то автобиографические чёрточки Н. В. Гоголя угадываются в полотне пьесы. Драматург был влюблён в Италию, на итальянском говорил и писал свободно. Во внешности Кочкарёва-А.Чумака неожиданно проглядывают черты гоголевского портрета: причёска с пробором, сюртук. Сам Гоголь никогда не был женат: известно его насторожённое отношение к браку.

Старым сундуком, волшебным коробом, старинным вертепом представляются двухэтажные декорации, которые легко трансформируются то в хаты с цветами, то в петербургские домы (так у Н. В. Гоголя) с полосатыми «вёрстами». Стулья-полукресла, ненавязчиво что-то напоминая, создают некую отдалённую перспективу в богатом, но безалаберном купеческом доме, а софа служит местом встреч и баталий, а то и ширмой.

Замечателен портрет купеческой дочери, Агафьи Тихоновны в кустодиевском стиле, как бы спускающийся с небес.

Коза Манька на колёсиках свахи Фёклы Ивановны — это и знак столичных окраин; это и намёки о пущенном козле в огород, и об отставной козы барабанщиках, и о тех, кого на козе не объедешь... А может, лёгкие ассоциации с детской каруселью, с не родившимися, но такими желанными детьми...

Необыкновенно интересны в постановке мгновенные преображения и перемещения персонажей. Как чёртик из табакерки, появляется в разных местах вездесущий Кочкарёв: только был на сцене, и вот он уже стоит рядом со зрителями. Актёры бесстрашно, как на баррикадах, поднимаются на второй этаж декораций. Особенно это впечатляет в сцене, когда женихи напористо требуют от Агафьи Тихоновны немедленного ответа.

Финальная сцена великолепна: метания Подколёсина, его страх, переходящий в панический ужас перед неотвратимостью перемен, и побег в окно, как в бездну, — короткое, но необходимое освобождение. Растерянность несостоявшейся невесты Агафьи Тихоновны (вот и цветы не нужны), справедливые упрёки умной и родственной тётушки Арины Пантелеймоновны (И. Березина) вызывают не насмешку, а искреннее сочувствие.

С удовольствием поздравляем театр «Манекен» с замечательным театральным событием и с интересным началом сезона!
 
 
"А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, — нет, черт побери, это не так легко, как говорят."
«Совершенно невероятное событие в двух действиях» стало поводом для новой долгожданной встречи с любимым театром "Манекен" после летних каникул. Предвкушая что-то необычное, заняли места в зрительном зале, обратив внимание на новые мягкие уютные кресла (просто супер мягкоуютноудобные), и.. С первых же минут фейерверк чувств и мыслей - очень неожиданное начало, селяне, Украина, мистика. "Манекен" умеет удивлять! Вспоминаешь, что изначально автор предполагал сделать основным местом действия село, и здесь - респект и режиссеру, и художнику, столь гармоничное сочетание петербургских интерьеров и народных украинских костюмов - идеально для идеи спектакля.
Всегда интересно увидеть классические персонажи в новом прочтении. Кто бы мог предположить, что Агафья Тихоновна в исполнении Ксении Рыжковой окажется такой соблазнительной, естественной и современной. Я вообще наслаждаюсь Ксенией, ее игрой в любых спектаклях, ее чувством сцены, энергией, или драйвом, которые передаются и зрителю.
А вот каскад женихов был как то размыт и незапоминаем, к сожалению. Только Иван Павлович Яичница выделялся своей степенностью, неторопливым и размеренным поведением, спасибо Александру Березину за столь ёмкий образ. Напротив, Кочкарёв Алексея Чумака вызвал у меня восхищение, несмотря на некоторый напор в отдельных сценах, считаю его наиболее удачным и заслуживающим внимания мужским персонажем.
В целом спектакль держит внимание достаточно плотно. Динамично сменяющие друг друга декорации в несколько ярусов, использование люка, нескольких лестниц одновременно и даже зрительного зала (это было довольно неожиданно!), стульев, оказавшихся даже функциональными!, а также слуги, моментально исчезающие и появляющиеся с другой стороны (спасибо Юлии Мерзляковой и Елене Васильцовой за многообразие Степана и Дуняшки), - все прекрасно сочетается с диалогами персонажей. Правда, не могу согласиться с современным носком и штанами Степана, чистящего сапог, а также плащевыми защитными дождевиками уж больно современного вида, но общей картины они не портят. А коза, в принципе, интересная находка, только в некоторых сценах немного лишняя, на мой взгляд.
Итак, плодотворная работа большого коллектива, наверное, в течение всего лета), классическое произведение в современном видении, оригинальная музыка и сценография, все это - "Женитьба" в "Манекене"!
Хотелось бы отдельно поблагодарить Сергея Овинова и Михаила Богуславского за возможность посещения прекрасных спектаклей театра в числе первых зрителей, почувствовать волнение первых минут премьеры вместе с любимыми артистами, за поддержку проекта ПроТО и блогеров и выразить надежду на скорые новые встречи в сезоне 2019-2020. С премьерой! А зрители - спешите видеть!

#ПрогрессивнаяТеатральнаяОбщественность #chelly #protochelly #ПроТО #театр #Челябинск #ЧелябинскТеатральный #ПрогрессивнаяТеатральнаяОбщественность #ПроТО #chelly #protochelly #Женитьба #МанекенЧелябинск #ТеатрМанекен #ПремьераСпектаклявМанекене