«Критический» чай

В воскресенье спектакль театра «Манекен» по восьми новеллам О. Генри с уже классическим названием «Однажды в...» посетила секция критиков челябинского отделения СТД во главе с Андреем Вагановым. Критики после спектакля пригласили актёров и режиссёра спектакля Сергея Овинова на «чашку чая», где, заварив кто чёрный, а кто зелёный, устроили разбор спектакля. 

Слова прозвучали хорошие, добрые и важные для всех участников. Приводим первые интернет-отзывы. 

Людмила Фёдорова:

Артисты театра Манекен играли не просто хорошо - замечательно! Из всего увиденного в этом сезоне самое яркое художественное впечатление оставили "Мой внук Вениамин" в Камерном театре ( режиссёр Виктория Мещанинова),"Рождество в доме Купьелло" в НХТ (режиссёр Е.Гельфонд) и недавняя премьера "Манекена" - "Однажды в..." - сентиментальная комедия по О.Генри в постановке Сергея Овинова. Вчера присутствующие на спектакле члены секции критики не просто приняли его единодушно, а с восторгом, с благодарностью всей молодой , талантливой команде исполнителей во главе с режиссёром Сергеем Овиновым. В этом спектакле есть тот настоящий Театр, который даёт волю зрительским чувствам и мыслям. Спасибо, ребята, за ваш прекрасный ансамбль, в котором каждый -солист. Спасибо Сергею Овинову за фантастически изобретательный, умный и тонкий подход к американскому классику, к лирике и юмору его новелл, настроение и атмосферу которых мы прочувствовали.

 

Ксения Тухватулина

Театр "Манекен". "Однажды в..." по новеллам О. Генри. Режиссер Сергей Овинов.

 

Вот и состоялась встреча с премьерным спектаклем по новеллам одного из самых блестящих мастеров короткого рассказа – О. Генри. Режиссер Сергей Овинов отобрал замечательные произведения для этой постановки – "Предвестник весны", "Персики", "Последний лист", "Пурпурное платье", "Коловращение жизни", "Сердце и крест", "Третий ингредиент", "Выкуп", и безусловно – "Дары волхвов".

В спектакле отлично сработались Старая театральная крыса в исполнении безупречной и глубокой Натальи Кораблевой и Молодые тараканы (Таракан-шоу) – Станислав Хомков, Алексей Чумак, Никита Манылов, Анна Солдаткина, Юлия Мерзлякова, Ксения Рыжкова и Елена Васильцова. Старая актриса обретает новую жизнь и новую надежду в разыгрывающемся на импровизированной сцене на задворках театра действе, а тараканы действительно могут все! Невозможно не говорить о каждом актере в отдельности, потому что каждый – яркая индивидуальность, и именно это создает неповторимый ансамбль, где можно с непреходящим интересом наблюдать за действием каждого и всех.

Спектакль оставил очень целостное впечатление и содержательно, и внутренней наполненностью актерской игры с блестящим сочетанием трогательности, простоты и яркого пластичного языка комического гротеска. Материал интересен благодаря форме авторского материала – остросюжетной новеллы с неожиданной концовкой, которая способствует занимательности сюжетных поворотов. И вместе с тем неожиданные финалы выявляют несоответствия желаемого и действительного и помогают понять нюансы человеческих отношений.

Отдельно стоит сказать о сценическом оформлении спектакля (художник Сергей Александров), блещущем разнообразными, но такими важными мелочами – огромными мячами-апельсинами, яркими акцентами на фоне потрепанных декораций – коробок и залатанного занавеса, многоярусных конструкций, и безусловно поставившего жирную точку спектакля – огромного башмака как какой-то вмешавшейся извне силы. Несмотря на виднеющиеся вдалеке американские небоскребы и рекламные надписи, для меня этот спектакль вышел далеко за пределы той Америки начала XX века, о которой писал О. Генри. Он больше, он ведет нас по миру людей... Он о самых простых и самых важных вещах – любви, самопожертвовании, дружбе, доброте, умении радоваться и радовать, отдавать последнее ради близких людей. И он о чуде в нашей повседневности, чуде, которое мы творим сами в отношениях с человеком, чуде, которое подвластно каждому. Спектакль, который побуждает к действию, после него хочется бежать, радовать, любить! Это так важно сегодня. Огромное спасибо театру "Манекен" за эту прекрасную работу!


«Однажды в…» стал для меня спектаклем, который хочется пересмотреть и посоветовать друзьям.

 

Без вымысла.
Я открыла для себя режиссера Сергея Овинова! Вчера, на спектакле «Однажды в…» в «Манекене» ( да простит меня,непритязательного зрителя, мэтр режиссуры) , смотрели его постановку по девяти рассказам О’Генри. И ведь прав режиссер,назвав спектакль «Однажды в…», потому как почувствовали мы здесь не только Америку. Даже на контейнерах, стоящих на сцене, было написано и по- русски, и по- английски. В спектакле многое символично и условно, но, как ни странно, все понимаешь, со всем соглашаешься и принимаешь. Вот мешок, падающий с колосников(для себя его назвала мешком счастья). На нем - название рассказа, а реквизит, которым он набит, тут же расхватывается актерами. Или образ старой актрисы, «театральной крысы»(Наталья Кораблева),который служил своеобразной путеводной нитью в прологе и связывал части спектакля. 
Здесь следует пояснить, что богатая фантазия постановщиков- Сергея Овинова и Сергея Александрова(художника) придумала не только крысу ли, актрису ли? живущую там, где хранится театральная рухлядь.Но и все время тормошащих ее молодых….Тараканов! Да, не удивляйтесь. Кто еще может жить по соседству с ней среди старой рухляди. И это придуманное шоу в прологе ловко вводит зрителей в волнующий мир рассказов О'Генри. Вначале я с трудом привыкала к манере игры молодых актеров(Сергей Овинов признается, что спектакль родился из этюдов, которые ставили недавние выпускники театрального факультета института культуры), к их голосам. Но что сразу восприняла безоговорочно( маленькое отступление)- это сценическое движение. Здесь- браво,брависсимо: пластичны, ритмичны,музыку чувствуют на раз, и трюки превосходны. Ну и режиссер по пластике Степан Баннов здорово раскрывает тело драматического артиста.
Мои чувства , от рассказа к рассказу,развивались в постоянном крещендо и не было ни одного диминуэндо на протяжении всего спектакля. Молодые артисты, громко сказано: это чистые, одаренные, искренние и красивые дети! Станислав Хомков- обладатель коСмического комического дарования. Кто- то даже сравнил его с молодым Калягиным. Ксения Рыжкова с ее очаровательным «фефектом» речи в «Третьем ингредиенте». Алексей Чумак, Никита Манылов, Анна Содаткина, Юлия Мерзлякова,Елена Васильцова.Всего молодых актеров было семь, а новелл-девять . И если учесть, что в каждом рассказе от двух до пяти персонажей, можно посчитать количество выходов молодых актеров на сцену в течение почти трех часов(столько длился спектакль). И все роли – разноплановые: изворотливый мировой судья и отчаянный ковбой, боксер ,заикающийся фермер и золотодобытчик с деловой хваткой. Мало того, менялись женскими и мужскими персонажами. Был даже кукольный спектакль. Так режиссер решил «Дары волхвов» в исполнении Натальи Кораблевой: блестяще! Она виртуозно владела куклой, а ее голос словно принадлежал кукольному персонажу. 

Сами рассказы режиссером были поданы по- разному: авторский текст то разыгрывался как по нотам между актерами, то звучал за кадром. 
Отличная работа в спектакле художника Сергея Александрова: пространство сцены многомерно, структурировано - артисты то вверху, то внизу, то на арьерсцене. На авансцене взмывают вверх качели, льет дождь из леек,
а,затем,на поклоне «Пурпурного платья» мокрый пол быстро затирается. О бутафории – отдельное слово: восхитительные апельсины и ааааапельсиныыы(вот такие) и персик,лук, картошка, кусок мяса! И если действие начинается в бедном театре, то условия игры приняты, сохранены и продолжены художником спектакля. Мера и вкус и в музыкальном оформлении (Михаил Соболев). Не было привычной музыки «кантри» с вечным банджо, но были трэки из популярных фильмов, мелодии Нино Рота и Поля Мориа. И звук не сотрясал стены и потолок и не составлял дикого контраста микрофона и живого человеческого голоса.

Какой же финал у спектакля? Это для нас, восторженных и расчувствовавшихся зрителей, забывших после этих чудных новелл и про тараканов, и про крысу, нежный рассказ «Дары волхвов» стал лирическим окончанием спектакля. Но только не для Сергея Овинова. Заканчивает спектакль режиссер Овинов так же, как закончил бы свое повествование сам О' Генри- неожиданно и непредвиденно. 

Падающий на сцену огромный рваный башмак придавливает всю эту тараканью братию и безоговорочно завершает действо.